Автосервисы бывают большие и маленькие, дорогие и дешевые, специализированные или которые чинят все подряд. Они могут быть расположены близко или далеко. Так какой же автосервис лучше?
Вот тут-то и нужно задать себе первый вопрос, а что вы хотите получить в виде услуг автосервиса? Попробую описать примеры разных подходов к этому вопросу.
Вы занятой человек, каждый час вашего времени, проведенного на работе, приносит деньги (соответственно каждый потерянный денег не приносит). Поэтому вопрос цены отходит для вас на второй план, и главными становятся следующие факторы.
— возможность записаться на «прием» по телефону;
— скорость исполнения работ;
— полный спектр предлагаемых услуг для автомобиля вашей марки;
— наличие запчастей для ремонта.
А теперь попробуем влезть в «шкуру» человека менее обеспеченного, менее занятого, прежде ездившего на «жигуленке» и чинившего его самостоятельно. И вот, наконец, он пересел на недорогую иномарку, где интуитивно все вроде и понятно, но сломать страшно, в общем, нужна помощь автосервиса. Что такой человек будет пытаться найти? Естественно, что его будет заботить качество услуг и приемлемые цены. Он обойдется без предварительной записи, может съездить за деталью сам, туда, где она подешевле.
На первый взгляд двум нашим клиентам нужны абсолютно разные станции. Сейчас тем не менее в выборе СТО их многое объединяет. В действительности ни красивая вывеска, ни низкие цены не являются показателем удачного выбора станции. Какие же приметы могут подсказать, что вы нашли «ваш» автосервис.
ВАШ АВТОСЕРВИС
1. Автосервис должен быть чистым и внутри, и снаружи. Слесари также одеты в чистые спецовки. В ремзоне нет мазутных луж и хлама на верстаках. Опрятный вид здания и чистая ремзона показатель того, что руководство станции держит персонал под контролем. Чистый механик — показатель уважения мастера не только к себе, но и к вашему автомобилю. Нельзя запрессовать подшипник в песочнице и ожидать, что он прослужит долго, или собрать мотор грязными руками из немытых деталей и рассчитывать на безупречную работу.
2. Автосервис, специализирующийся на 1-2 марках автомобилей или на каком-то виде работ (например, ремонт стартеров и генераторов или коробок передач, или систем впрыска), априори имеет лучшее качество и быстрее выполнит вам работу, чем станция, где чинят все подряд. Дантист никогда не вырезает аппендицит, а плотники не шьют штаны. Мастер, который видит сотни машин одной марки, наверняка кроме устранения вашей неисправности, подскажет характерные болячки этой модели, некомпетентный, может, наоборот, навредить. Вот подсказка для второго автолюбителя, пытающегося сэкономить средства: выбирайте сервис, специализирующийся на вашей марке машины или на необходимом вам виде услуг.
3. В автосервисе должны присутствовать признаки легальности бизнеса: вывеска, касса, бюро оформления заказ-наряда. Не следует этим пренебрегать. Имея дело с «нелегалами», в случае некомпетентных услуг, вы не сможете обратиться в контролирующие органы с жалобой. Придется винить только себя и забыть о потраченных деньгах. Кстати, в такую ситуацию может попасть наш второй «экономный» герой, и частенько подобная экономия выходит боком.
4. Требуйте гарантии. Очень хорошо, если вы услышите: «Российское законодательство устанавливает срок гарантии для запчастей в один год, пожалуйста, сохраняйте чек и заказ-наряд, с этими документами вы всегда можете к нам обратиться».
Выбирая автосервис, обращайте внимание на мелочи.
Вы увидели рекламу подходящих услуг и звоните по телефону. Не уточнив, что вы хотите сделать, отвечают: «Приезжайте в любое время, и вашей машиной сразу займутся!» Вроде пока хорошо, но на самом деле либо на станции нет очередей, а значит, и спроса, либо очень завышена цена, либо у заведения — неважная репутация, либо работникам наплевать, что вы приедете с утра и просидите в очереди до обеда.
Еще один пример. Вы договорились о встрече, вам назначают время, но не спрашивают модель авто. Приехав, вы обнаруживаете, что оборудование занято точно такой же машиной или запчастей именно для вашей машины нет. Значит, здесь не дорожат клиентом. А на нет и суда нет.
Вы приехали на СТО и попросили поменять шаровую опору. Работу делают, вы выезжаете со станции и слышите непонятный стук. Возвращаетесь узнать, что это, и получаете ответ: «Откуда мы знаем!». Если такое происходит, значит, работникам СТО безразлично, исправен автомобиль или нет, и что вам придется переделывать работу еще раз. Представьте, вы жаловались на расход масла, и вам поменяли поршневую группу, через месяц мотор «застучит», выйдут из строя вкладыши, которые никто не поменял — «Вы же не просили»! Толковые специалисты подобного наплевательского отношения себе не позволяют.
Несколько советов
Знакомство с автосервисом лучше начинать с мелких работ: замена колодок, свечей зажигания или фильтров. Этого достаточно, чтобы обнаружить негативные моменты или почувствовать, хотят ли вас видеть постоянным клиентом. Еще один плюс — материальный или моральный урон от таких операций будет минимальный.
Приехав на СТО, попытайтесь объяснить мастеру, что вам не нравится в поведении машины, а не что вам нужно поменять (например, сообщите что ваша машина плохо заводится утром, а не требуйте поменять форсунки). Пусть работники СТО сами определят неисправность и возьмут на себя ответственность по ремонту. Вот после того как мастер с ваших слов определит, что нужно чинить, можно поделиться собственными наблюдениями. Возможно, это ему поможет.
Мой личный совет: не отказывайтесь делать диагностику того узла, который хотите починить. Очень часто эта операция (200-800 руб.) стоит гораздо меньше бесполезно прикрученных деталей и выполненных работ. Вот, кстати, один из поводов встретиться на одной станции нашим героям.
Единственное, о чем следует договориться «на берегу», чтобы работы, проведенные ошибочно в результате некачественной диагностики, не опустошали ваш кошелек. Между прочим, оборудование для диагностики электронных систем и двигателя крайне дорогое, его могут позволить себе далеко не все станции, поэтому относитесь с пониманием к стоимости качественной операции диагностики.
Если выбор первого персонажа очевиден, то для второго он выглядит несколько сложнее. Я бы посоветовал второму герою не метаться от одного гаража к другому, а выбрать две станции вот по какому признаку: одна, специализированная на автомобиле его марки, обладающая хорошей диагностикой и выполняющая все виды работ, другая, где добросовестно и аккуратно выполняют несложные работы. Поверьте, это не пустая трата денег, посчитайте сами. Например, заранее известная крупная сумма денег, потраченная на ремонт системы впрыска на специализированной станции, и другой вариант: постоянные регулировки, переделки, замена всех деталей по очереди на разных станциях, к тому же постоянные проблемы с холодным запуском и большим расходом бензина. Выбирайте сами.
Обратите внимание
Оговаривая список работ, настаивайте, чтобы ваши жалобы на поведение машины были занесены в заказ-наряд и обязательно под списком работ и запчастей поставьте свою подпись, это облегчает взаимопонимание при получении автомобиля и оплате выполненных работ.
Будет лучше, если запчасти предоставляет сам автосервис, даже если они несколько дороже, чем в другом месте. В этом случае вопросы гарантии решаются очень легко. Как правило, в пользу клиента.
Пора подвести итог. Чем больше вы обращаете внимание на мелочи, тем меньше вероятность попасть в замкнутый круг. Ищите качественный сервис. Пусть нерадивых механиков учит жизнь, а не ваш автомобиль, в виде учебного пособия, и не вы, в виде спонсора.