Не так страшен радар, как его малюют.

Вокруг милицейских приборов фиксации нарушений ПДД ходит много баек. Мол, повесишь диск в салоне – и никакой радар тебе не страшен. На самом деле радар-детекторы и антирадары в первую очередь на руку сотрудникам ГАИ – водитель снижает скорость при каждом сигнале прибора. А уж сигналы могут поступать даже от переключения светофора. Об этом рассказал инспектор отдела агитации и пропаганды управления Госавтоинспекции ГУВД Мингорисполкома Александр Бруй. Он также уточнил, в каких случаях водителю следует усомниться в точности измерений приборов фото- и видеофиксации нарушений, какие документы подтвердят точность измерений и что на самом деле поможет избежать фото- и видеопреследования на дорогах.

– Какие приборы фиксации нарушений сегодня применяет Госавтоинспекция?
– В данный момент ГАИ нашей республики полноценно применяет два прибора фото- и видеофиксации: «Арена» и «Визирь». Они помогают выявить нарушителей скоростного режима движения. Эти приборы могут применяться для фиксации иных нарушений. Например, можно зафиксировать непропуск пешехода на нерегулируемых пешеходных переходах для того, чтобы доказать водителю его вину. Эти же приборы применяются для отслеживания нарушений маршрутных транспортных средств,которые двигаются, допустим, не в своей полосе.

– Сколько нарушений фиксируется специальными приборами в процентном отношении от общегоколичества нарушений?

– Можно отметить, что за сутки только в городе Минске регистрируется более двухсот нарушений скоростного режима. Абсолютно все эти нарушители привлекаются к ответственности.

– Должен ли рядом с прибором находиться инспектор, который остановит транспортное средство и по горячим следам привлечет нарушителя к административной ответственности?
«Арена» и «Визирь» предполагают расположение прибора в 500 метрах от поста ГАИ или патрульной машины, в которой инспекторы по ним отслеживают движение потока автомобилей.

– А что касается приборов фото- и видеофиксации, которые устанавливаются на столбах, на перекрестках рядом со светофорами, то около них также должен нахо диться инспектор ГАИ?

– Эти приборы можно рассматривать как дополнительные средства для стимулирования наших водителей к правильному поведению на дороге. Сейчас в нашей стране тестируется новая система «Автоураган», которая предполагает контроль над общим потоком транспорта. Этот прибор устанавливается на оживленной трассе на определенном пороге видимости и фиксирует номера машин, которые, например, находятся в  угоне или розыске. Такой прибор поможет без остановки транспортного средства зафиксировать общий поток машин и отдельные автомобили, которые движутся с нарушениями. Он будет подспорьем в поиске правонарушителей и определенных автомобилей. Нахождение инспектора возле этого прибора необязательно. Такая система давно и продуктивно действует в Российской Федерации.
О том, как много подобных приборов будет установлено в Беларуси, можно будет конкретно сказать после того, как «Автоураган» пройдет все необходимые тесты.

– Чем системы фото- и видеофиксации, которые применяются в Европе, отличаются от наших?

– В Европе применение видеофиксации поставлено на очень высокий уровень. Там практически все дороги контролируются не инспекторами, а фото- и видеоприборами, которые фиксируют нарушения.
Поэтому на Западе ответственность за совершение какого-либо правонарушения возлагается на владельца транспортного средства. У нас же ответственность несет тот, кто управляет транспортным средством, водитель автомобиля.

– Т о есть если стоит камера, за которой нет сотрудника ГАИ, то, сколько бы она ни фиксировала, водителя к ответственности привлечь нельзя?..

– К сожалению, пока это действительно так.

– Системы «Сокол» и «Искра», которые применялись некоторое время назад, не используются в ГАИ?

– Эти системы используются повсеместно. «Сокол» может использоваться как фотофиксатор в тандеме с определенным оборудованием, которое устанавливается в патрульной машине.
«Искра» и «Сокол» – это так называемые «пистолеты», при помощи которых инспектор визуально определяет нарушителя и направляет прибор, фиксируя ту скорость, с которой движется нарушитель. Но инспектору лично необходимо наблюдать за потенциальным нарушителем.

– Насколько точны те приборы, которые вы перечислили?

– Точность приборов довольно высока. Погрешность составляет максимум плюс-минус 2 км/ч. Все эти приборы находятся у нас на особом контроле, постоянно проходят поверки в срок, сбоя практически никогда не дают.

– В каких случаях применение приборов фото- и видеофиксации нарушений скоростных режимов следует считать неправомерным?

– Это сложный вопрос. Все спорные случаи рассматриваются в отдельности по заявлениям или обращениям граждан. Мы постоянно контролируем нашу технику, проверяем ее, чтобы избежать неприятностей.

– В каких случаях автомобилисты имеют право потребовать проверки точности измерений? Имеют ли они вообще такое право?

– С этим никаких проблем нет. У каждого прибора есть документ, в котором указываются даты и сроки проверки. При возникновении спорных вопросов автомобилисты имеют право потребовать такой документ.

– Кроме документов о сроках поверки, есть ли документы, которые автомобилист может проверить, чтобы убедиться в достоверности измеренной скорости?

– Автомобилист в принципе не должен убеждаться в достоверности измеренной скорости, он должен принимать это как должное. Но в случае недоверия автомобилист может потребовать техпаспорт на определенный прибор с документами о проверке. Больше никаких документов нет.

– Как-то можно спастись от приборов фото- и видеофиксации?

– Можно. Есть один проверенный способ – не нарушать правила дорожного движения.

– А как же разговоры о том, что можно повесить в салоне диск на зеркало заднего вида, который будет отражать луч радара? Говорят, что в темноте галогенные фары не позволяют приборам зафиксировать номер машины нарушителя…
– Это из разряда автомобильных баек. Такие способы не работают. Теоретически они, может быть, и существуют, но на практике их эффективность не доказана. Возможно, галогенные фары в какой-то момент и не позволят зафиксировать номер, но суть видеофиксации заключается в том, чтобы сопроводить нарушителя до остановки транспортного средства. А вблизи номер в любом случае будет зафиксирован.

– На какие ухищрения идут водители, чтобы обойти приборы фото- и видеофиксации? Какие водительские мифы вам известны?

– Очень часты случаи, когда водители нагло начинают доказывать инспектору, что ехали не с той скоростью, которую зафиксировал радар. Это, мол, троллейбус двигался со скоростью 100 км/час. И если приборы «Сокол» и «Искра» могут допустить разногласия, потому что там все зависит от инспектора, то приборы фото- и видеофиксации никаких разночтений не допускают. На фотографии четко виден автомобиль и фиксируется скорость его движения. Тут уж ничего не поделаешь.

– А если едут два автомобиля рядом и оба нарушают – кого остановят и покарают?

– Скорее всего, обоих остановят. Но это еще зависит и от интенсивности движения: могут нарушать и двадцать машин, но всех за раз не поймаешь.

– Действуют ли против ваших приборов антирадарные системы, которые некогда были очень популярны среди автомобилистов?

– Антирадар абсолютно безвреден для наших приборов. Кроме того, антирадар может быть нам на руку, так как в городе он реагирует буквально на все: на светофоры, на любые электрические приборы. Антирадар начинает пищать, и водитель снижает скорость. Есть и особенности работы антирадаров – они немного запаздывают. Антирадар фиксирует сигнал радара после того, как автомобиль проезжает его. Антирадар начинает пищать, автомобиль начинает тормозить, но прибор фиксирует ту скорость, с которой шел автомобиль до сигнала. Эту особенность нужно учитывать всем желающим полихачить.

– Есть ли какие-то пределы скорости для фиксации прибором?
– Приборы фиксируют скорость в диапазоне от 10 км/ч до 250 км/ч. Развить скорость выше этого верхнего предела не представляется возможным. Так что все скорости можно зафиксировать, тем более шаговый параметр может быть до одного километра в час.

– И даже на скорости 200 км/ч отчетливо будет виден номер машины нарушителя?

– Да. Можно провести аналогию с профессиональным фотоаппаратом, который объекты в движении снимает нормально, а не расплывчато.

– Часто ли возникают конфликтные ситуации между сотрудниками ДПС и водителями из-за неточной или некорректной, помнению водителя, фиксации нарушения?

– Каждый инспектор по-своему подходит к этим нарушениям и нарушителям. Многое зависит от поведения самого инспектора, от его готовности идти на контакт с нарушителями. Чем более дружелюбно и доброжелательно будет вести себя инспектор, тем меньше конфликтов будет между сотрудниками ДПС и водителями.

– Наши читатели интересуются, законно ли применение систем «Искра» и «Сокол», ведь их результаты могут быть неверными за счет попадания в прицел другого автомобиля. Водитель же может заплатить штраф не за свое нарушение…

– Каждый водитель знает, нарушал он или нет. Если водитель нарушил правила и начинает как-то     уходить от ответственности, инспектор это замечает. Это всегда видно при общении с людьми. Кроме того, каждый инспектор старается входить в положение нарушителя.

– Вы говорили о погрешности в плюс-минус 2 км/ч. Значит ли это, что при превышении на 12 км/ч меня не могут обвинить в нарушении правил дорожного движения?

– Неверно, обвинить вас могут. Даже с погрешностью минус 2 км/ч вы превышаете скорость на 10 км/ч. В статье 18.13 ч.1 «Превышение скорости движения» указывается, что превышением считается увеличение от установленной скорости на 10 км/ч.

За семь месяцев нынешнего года в городе Минске произошло 105 дорожно-транспортных происшествий из-за нарушения скоростного режима движения. В этих авариях были ранены 138 человек, тринадцать из них погибли. Из-за нарушений правил пешеходами погибли восемь человек. Из этого сотрудники ГАИ делают вывод, что превышение скорости движения – это основное массовое нарушение, из-за которого страдают и гибнут люди.
ГАИ также напоминает, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» при превышении скорости на 20 км/ч в течение года повторно водителя лишают права управления автомобилем на срок до одного года. «Многие это знают, и многих это стимулирует не превышать скорость движения. С другой стороны, каждый день мы привлекаем к ответственности око ло двухсот человек за превышение установленной скорости движения. То есть не все еще понимают всю серьезность ситуации. Возможно, это связано с тем, что нарушитель очень помолодел».

TOP